Детская психология Каким было отношение к ребенку в прошлые века, как его воспитывали, какие задачи перед ним ставили - судить трудно. В связи с высокой рождаемостью и большой детской смертностью детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже игрушки, которые не редко находят археологи, скорее носят культовый характер.
Лишь в XVI веке появляются первые портреты умерших детей. Их смерть, пишет французский демограф, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие.
Важным символом изменения отношения к детству служит одежда. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу одевали в костюм, ничем не отличающийся от костюма взрослого. Кстати, эта особенность до сих пор сохраняется там, где нет больших различий между работой взрослых и игрой ребенка. Только в XVI- XVII веках появляется специальная детская одежда. Интересно, что для мальчиков и девочек от 2 до 4 лет одежда долгое время была одинакова и состояла из детского платьица.
Сама же детская психология зародилась как ветвь сравнительной психологии лишь в XIX веке. Точкой отсчета можно считать книгу Вильгельма Прейера "Душа ребенка", где Прейер описывает результаты наблюдения за развитием собственного сына.
Детская психология отличается от всякой другой психологии тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа - это возраст или период развития. При этом хронологический и психологический возрасты не совпадают. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который должна учитывать детская психология.
Долгий спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или среда - привел к теории конвергенции. Согласно этой теории, психическое развитие - это не просто проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат сложного переплетения внутренних задатков с внешними условиями жизни. "Яблоко от яблони недалеко падает", и в то же время - "с кем поведешься, от того и наберешься".
Большое значение для понимания психологии ребенка сыграл психоанализ З.Фрейда. Метод свободных ассоциаций пациентов привел Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям в детстве. Дочь Фрейда, Анна Фрейд, считала, что именно игра детей может стать отправной точкой для исследования переживаний ребенка.
Концепция Э.Эриксона интересна тем, что в ней намечены стадии развития личности.
- I стадия - младенческий возраст. На этой стадии формируется базовое доверие к миру. В этот период ребенка берут на руки, улыбаются ему, укачивают, разговаривают с ним. Главное здесь - избегая запретов и принуждения, передать ребенку, что есть некое значение в том, что с ним сейчас делают. Однако даже в самых благоприятных случаях запреты и ограничения неизбежны.
- II стадия - ранний возраст. На этой стадии происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономии и независимости, утверждение своего нового "Я". Оно начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. Появляется чувство стыда (стыда за свои ошибки) и сомнения. С одной стороны, стремление к независимости, с другой - стыд и сомнение. В этот период нельзя чрезмерно подавлять стремление к автономии, иначе на всю жизнь вы заложите своему ребенку устойчивую склонность к сомнению и стыду.
- III стадия - игровой возраст. На этой стадии формируются качества активной предприимчивости и инициативы.
- IV стадия - школьный возраст. Опасность, предостерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. При поддержке матери и отца чувство своего несоответствия требованиям школы отходят на второй план, и семья становится убежищем для ребенка.
- V стадия - характеризует самый глубокий жизненный кризис: детство подходит к концу, начинается самостоятельная взрослая жизнь.
Психическое развитие ребенка, переходя от этапа к этапу, представляет собой единство как внутри каждого этапа, так и между ними, поэтому фрагментарное изучение психологии ребенка противоестественно.
Тем не менее, зачастую для родителей самым трудным периодом жизни ребенка являются именно последние стадии - подростковый возраст. В это время происходит не только половое созревание, но и психологическое взросление ребенка. Главные стремления подростка в этот период - отделиться эмоционально и физически от родителей (сепарироваться), найти собственную систему ценностей, идеалов и личных отношений (индивидуализироваться). Мнение сверстников становится намного более значимым, чем мнение родителей, к которым ребенок совсем недавно прислушивался с большим уважением.
Процесс взросления проходит у всех по-разному. Одни подростки нарушают эмоциональные привязанности, проявляют агрессивность, неадекватный критицизм, стремятся показать свою самостоятельность и независимость. Образ жизни семьи и оценки воспринимают в штыки.
В других случаях, напротив, родителей тревожит, что их 16-летний сын сохраняет интерес к игрушкам (коллекционирует машинки и пр.), не стремится к общению со сверстниками, надеется, как и прежде, на помощь и сопровождение взрослых, демонстрирует неуверенность в себе.
В любом случае, этот период сопровождается кризисом в отношениях между родителями и ребенком. Важно понимать, что этот кризис неизбежен и несет в себе позитивные процессы, несмотря на внешние негативные проявления.
Кроме того, помните, что тяжело не только вам, но и вашему ребенку тоже. Надо стараться, чтобы ваши взаимоотношения основывались на теплых чувствах и разумной заботе. Жесткий контроль со стороны родителей или, наоборот, самоустранение - одинаково неблагоприятные варианты семейных отношений. Самое нежелательное, что может произойти - это разрыв эмоциональных связей, потеря контакта и отчуждение ребенка. |